vPinsk.by
» На новом этапе. Возрождение и развитие
» На новом этапе. Возрождение и развитие



    На новом этапе. Возрождение и развитие


    Вовлеченный в систему товарно-денежного хозяйства Российской империи, Пинск из торгово-посреднического города постепенно превращался в значительный центр капиталистического производства в Белоруссии. В середине ХIХ столетия здесь было всего несколько небольших предприятий ремесленного типа — фортепианное, изготовлявшее в год до десяти инструментов, мыловаренное, медоваренное, пять табачных, несколько маслобоен, паровая мельница. Значительно больший удельный вес в экономике Пинска в этот период занимала торговля. Здесь проживало до 50 купцов первой, второй и третьей гильдий, имелось несколько крупных торговых фирм, насчитывалось свыше 300 лавок. Многие пинские купцы вели большую посредническую торговлю. Они закупали сельскохозяйственные продукты в Белоруссии и на Украине для своих заказчиков в странах Западной Европы. В период навигации через Пинск тянулось нескончаемое число пароходов, различных судов, плотов. Набережная Пины заполнялась толпами людей и вся была завалена товарами: мешками с хлебом, тюками с табаком, бочками с салом, рыбой и т. д.

    В 70—90-х годах торговое значение города снижается. Это было обусловлено интенсивным железнодорожным строительством. По территории Белоруссии проходили Риго-Орловская, Московско-Брестская, Либаво-Роменская и Полесская железные дороги. Линия Полесской дороги пролегла через Пинск в 1882 году. Грузы с юга России шли в основном уже не водными путями, а по Либаво-Роменской и Риго-Царицынской железным дорогам.

    Сеть железных дорог открывала благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности. Появилась возможность быстро перевозить сырье, топливо, готовую продукцию на огромные расстояния и в больших объемах. С течением времени эта тенденция заметно отразилась и на промышленном росте города над Пиной.

    В 80—90-е годы в Пинске возник ряд крупных предприятий деревообрабатывающей промышленности: лесопильные заводы, шпилечно-фанерная и спичечная фабрики. С 1884 года в городе действовал единственный в Северо-Западном крае пароходостроительный завод, на котором поначалу было занято около ста рабочих. Он строил по заказам казенных округов путей сообщений довольно крупные паровые суда с двигателями в 240 лошадиных сил и подъемной способностью до 500 пудов. Здесь изготовлялись также землечерпалки. Вслед за прокладкой южной ветки Полесской железной дороги в Пинске были созданы Главные железнодорожные мастерские, которые к концу века стали крупнейшим предприятием города.

    В конце ХIХ столетия в Пинске начали создаваться акционерные общества. Акционерное общество братьев Лурье в 1898 году объединило шпилечно-фанерную фабрику и лесопильные заводы. В 1901 году правление общества открыло отделение в Вене, где пинские полуфабрикаты перерабатывались в готовые изделия. Для реализации продукции объединение имело постоянных представителей как в Москве, Петербурге, Новгороде и других городах России, так и в Западной Европе. Годовой доход акционерного общества достигал 500 тысяч рублей.

    Сведения о деятельности пинских предприятий публиковались ежегодно в <Обзорах Минской губернии. Из них мы узнаем, Например, о том, что в 1902 году на пароходостроительном заводе было занято 290 человек, в железнодорожных мастерских — свыше 1200, на спичечной фабрике — 590.

    Наряду с названными крупными промышленными предприятиями в городе в это время существовало более 40 мелких, десятки ремесленных мастерских, где была занята большая часть жителей Пинска. Ремесленные мастерские, не выдерживая конкуренции с фабричнозаводскими предприятиями, разорялись, а сами ремесленники — шорники, сапожники, красильщики, плотники и другие — переходили в положение наемных фабричных рабочих.

    Предприятия Пинска были типичными для капиталистического производства царской России с его жестокой эксплуатацией рабочих и низкой оплатой труда. Рабочий день длился здесь 14—16 часов. Никакой охраны труда не существовало. Фабричные и заводские помещения находились в антисанитарном состоянии. Цехи были грязными, и даже на деревообрабатывающих фабриках отсутствовала вентиляция, рабочие дышали древесной пылью и ядовитыми парами. Широко применялся детский труд. В журнале заседаний Минского губернского присутствия по фабричным и горнозаводским делам сохранилась запись от 31 августа 1902 года о положении на спичечной фабрике: «Работа в упаковочном отделении, где главным образом сосредоточены малолетние, является весьма утомительной даже для взрослых ввиду того, что рабочие должны работать исключительно стоя, причем движения, совершаемые ими, порывисты... Малолетние пользуются 9-ю днями в году для отдыха при слишком напряженной работе для их возрастай. При этом труд детей оплачивался значительно ниже труда взрослых: мужчины в неделю зарабатывали 3—5 рублей, женщины — 1,2—2,5 рубля, а подростки — от 0,7 до 1,5 рубля.

    Рабочие ютились в ветхих, покосившихся избушках, которые располагались на окраинах города, труднопроходимых в дождливую погоду. “Дороговизна жилищ,— сообщалось в одной из газетных корреспонденций в 1901 году,— выработала у пинских рабочих особую приспособляемость. В квартирах, рано утром покинутых ушедшими на смену рабочими, можно было днем встретить спящими тех рабочих, снимающих “углы”, которые работали во время ночной смены”. Изнурительная работа, низкая заработная плата, многочисленные штрафы, бесправное положение, произвол хозяев делали жизнь рабочего невыносимой.

    Параллельно с ростом промышленности шло развитие финансового капитала. К концу столетия в Пинске были открыты агентство Минского коммерческого банка, Общество взаимного кредита и несколько частных банкирских контор. Обороты кредитных учреждений Пинска в начале ХХ столетия равнялись 4 миллионам рублей.

    Быстрому экономическому развитию города соответствовал и рост населения. Если в 1873 году оно составляло 18670 человек, то в 1897—свыше 28 тысяч, а в 1900—29,5 тысячи.

    Абсолютное большинство горожан было неграмотным. До реформы 1861 года в Пинске действовали только гимназия и частный женский пансион. В 80-х годах были открыты казенное приходское и духовное училища, а в начале ХХ столетия — начальные железнодорожное и городское. Наибольшее значение в деле просвещения имела гимназия — первое общеобразовательное среднее учебное заведение на Пинщине (открылась в 1858 году). В 1872 году она была преобразована в реальное училище.

    Как ранее существовавшие, так и вновь созданные учебные заведения обслуживали главным образом эксплуататорскую верхушку и были малодоступны для трудящихся.

    Чтобы не допустить распространения революционных идей, царское правительство и духовенство стремились держать народные массы в темноте и невежестве. Основным типом учебных заведений для детей рабочих и ремесленников Пинска являлись церковноприходские школы и низшие еврейские училища. Они всецело находились в руках православного и иудейского духовенства, и, естественно, едва ли не основную роль в учебном процессе играло религиозное воспитание.


    Поделитесь этим материалом со своими знакомыми и друзьями: